программа «Дорожная азбука» 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на заседании
Методического совета МКУ ДО ДДТ
от « 29 » августа 2022г.
Протокол №

Утверждаю
Директор МКУ ДО ДДТ
___________ Е.Д. Бесаева

1

« 01 »

сентября

2022г.

Приказ по учреждению № 26

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа социально-гуманитарной направленности

«Дорожная азбука»
Уровень программы: стартовый
Возрастная категория: 6 – 10 лет.
Состав группы: 12-15 человек
Срок реализации: 1 года
ID – номер программа в АИС «Навигатор»: 6293

Автор-составитель: Волкова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории

село Донское, Ставропольский край
год составления программы 2016.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Дорожная азбука», разработана в соответствии с требованиями основных
нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г.».
3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Методические рекомендации к письму ГБУ ДО «КЦЭТК» №639 от
28.09.2021г.
11. Устав учреждения МКУ ДО «Дом детского творчества»
12. Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе муниципального
казённого учреждения дополнительного образования «Дом детского
2

творчества»
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения –
«сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на
уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и
улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого
человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на
уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом
зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности
конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию
культуры
личной
безопасности,
которая
является
компонентом
общечеловеческой культуры.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Дорожная азбука» сориентирована на изучение основ безопасности,
направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех
источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного
движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной
безопасности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорожная азбука» имеет
цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие
познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и
безопасности.
Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Дорожная азбука» социально – гуманитарная. Профиль – основы
безопасного движения.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты
второго поколения, современные требования к образованию предусматривают
необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и
культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде
всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы
рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Отличительная
особенность
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Дорожная азбука» в том, что в центре учебновоспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного
движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым
участникам дорожного движения. Данная программа позволяет систематически
знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно,
обучая ребенка на практике и в творческой форме правилам безопасного и
право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами
безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся
3

решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с
интересами общества происходит посредством ролевых игр, креативных
заданий.
Данные занятия помогут обучающимся систематизировать, расширить и
углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к
общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов,
пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Вырабатывать в детях
автоматизм правильного поведения на улице необходимо с самых ранних лет.
Адресат программы: дети младшего школьного возраста 6-10 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Очная и дистанционная форма обучения.
Уровень программы – стартовый.
Режим занятий: программа рассчитана на 36 часов, 1 часа 1 раза в неделю,
продолжительностью 35 – 45 минут каждое. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Наполняемость группы 12-15 человек.
Цель программы: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и
законных
интересов
путем
предупреждения
дорожно-транспортных
происшествий.
Задачи:
Личностные:
 Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
 Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
Метапредметные:
 Развивать мотивацию к безопасному поведению;
 Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
 Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного
поведения на дорогах и улицах
 Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на
улице
 и в транспорте.
 Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
Образовательные:
 Научить основным правилам дорожного движения;
4

 Обеспечить каждому учащемуся требуемый уровень знаний по
безопасному поведению на улицах и дорогах;
 Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
 Сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
Содержание программы:
Учебный план

2.1
2.2

2.3

2.4

2.5

Практика

2

Количество часов

Теория

1

Тема

Общее кол
– во часы

№

Введение в
образовательную
программу.
Безопасный путь в
школу
Участники дорожного
движения
Опасные ситуации на
дорогах

1

0,5

0,5

7

3,5

3,5

1

0,5

0,5

Почему на дорогах
происходят дорожнотранспортные
происшествия с
участием детей
Какой бывает
транспорт? Кого
называют водителем,
пассажиром,
пешеходом?
Современный
транспорт. Виды и
классификация
транспортных средств
Городской
пассажирский
транспорт. Правила
поведения в
общественном
транспорте и на

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5

Формы
контроля

Вопросы
для
закрепления
знаний,
игра.
Вопросы для
закрепления
знаний, игра.

остановочных
площадках
Личный транспорт –
1
легковой автомобиль,
мотоцикл, мопед,
велосипед. Правила
поведения пассажиров в
транспортном средстве
Город, в котором мы
1
живём. Улица, дорога и
их составляющие
Светофор и его
4
сигналы

0,5

0,5

0,5

0,5

2

2

3.1

Наш друг - светофор

1

0,5

0,5

3.2

Новое о светофорах и
их сигналах. Сигналы
регулировщика
Регулирование
дорожного движения.
Сигналы светофора и
регулировщика
Знакомство с
дорожными знаками

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

Виды пешеходных
переходов

3

1,5

1,5

4.1

Общие правила
перехода дорог

1

0,5

0,5

4.2

Мы - пешеходы.
1
Правила дорожного
движения об
обязанностях
пешеходов
Общие правила
1
движения пешеходов по
улицам и дорогам.
Правила дорожного
движения об
обязанностях
пешеходов1
Безопасные места для 1
детских игр

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2.6

2.7

3

3.3

3.4

4.3

5

6

Вопросы для
закрепления
знаний, игра.

Вопросы для
закрепления
знаний, игра.

Вопросы для
закрепления

5.1

Где играть?

1

0,5

0,5

знаний, игра.

6

Мы пассажиры

2

1

1

6.1

Я - пассажир

1

0,5

0,5

6.2

Дисциплинированность
водителей, пешеходов,
пассажиров – залог
безопасности на
дорогах
Виды транспорта

1

0,5

0,5

Вопросы для
закрепления
знаний,
игры, тесты,
викторины.

8

4

4

7.1

Из истории развития
транспорта

1

0,5

0,5

7.2

История развития
автомототранспорта и
Правил дорожного
движения в нашей
стране
Как разговаривают
автомобили

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Пользование внешними
световыми приборами и
звуковыми сигналами
Предупредительные
сигналы, подаваемые
водителями
транспортных средств.
Применение аварийной
сигнализации и знака
аварийной остановки
Остановочный и
тормозной путь
транспортных средств
Кто следит за
соблюдением Правил
дорожного движения
Организация движения
транспорта по дорогам.
Перекрестки дорог

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

7

7.3
7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

7

Вопросы для
закрепления
знаний,
игры, тесты,
викторины.

8

Дорожные знаки

9

4,5

4,5

8.1

Дорожные знаки

1

0,5

0,5

8.2

Дорожные знаки и их
группы. История
возникновения и
развития дорожных
знаков
Знакомство с новыми
дорожными знаками

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8.4

Дорожная разметка и её
предназначение

1

0,5

0,5

8.5

Дорога и её
составляющие части.
Перекрестки дорог.
Виды перекрестков и
правила движения по
ним
Назначение и роль
дорожной разметки в
организации движения.
Виды дорожной
разметки
Правила движения на
велосипеде

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Правила движения
1
транспорта и пешеходов
через железнодорожные
пути
Как правильно вести
1
себя на остановочных
пунктах и в
общественном
транспорте
Итоговое занятие.
1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

8.3

8.6

8.7
8.8

8.9

9

Итого

36

18
8

Вопросы для
закрепления
знаний,
игры, тесты,
викторины.

Вопросы
для
закрепления
знаний,
игра,
викторина
18

Содержание учебного плана.
2 Участники дорожного движения (7 ч.)
Теория: зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Рассказ о селе,
микрорайоне, где живут и ходят в школу дети. Как рождаются опасные
ситуации на дорогах. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир,
водитель). Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар). Правила
движения пешеходов по тротуару. Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение
наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.
Практика: Проект «Безопасный путь. Особенности движения по мокрой дороге.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Тест по ПДД. Веселая
мастерская «Памятки по ПДД».
Викторина «Знатоки дорожного движения».
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
3. Светофор и его сигналы (4 ч.)
Теория: История возникновения светофора. Светофоры и их сигналы.
Назначение светофоров. Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров
(транспортный и пешеходный). Игра «Школа светофорных наук». Веселая
мастерская «Наш друг – светофор». Разбор дорожных ситуаций с применением
светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки. Регулировщик – наш
помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов
регулировщика для транспортных средств, пешеходов.
Практика: Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика,
светофора,
знаков,
разметки.
На
нерегулируемых
перекрёстках.
Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников
дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
4. Виды пешеходных переходов (8 ч.)
Теория: Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный
переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные
«ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Практика: Разбор дорожных ситуаций. Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
9

Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
5. Безопасные места для детских игр (10ч.)
Теория: Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в
футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба
выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не
видит его). Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на
дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить
направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность
«пустынной улицы
Практика: Разбор дорожных ситуаций. Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
6. Мы пассажиры (12 ч.)
Теория: Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный
транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным
транспортом и поведение в нем. Остановка общественного транспорта — зона
повышенной опасности. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса,
троллейбуса», «Место остановки трамвая». Правила поведения на остановках и
в салоне транспорта. Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность
внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины)
транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.
Памятка пассажира. Памятка пешехода. Викторина «Пассажир и пешеход».
Практика: Разбор дорожных ситуаций. Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
Виды транспорта (16ч.)
Теория: Понятие «транспортные средства». Транспорт, каким он был раньше?
Огненная тележка – что это такое? Виды наземного транспорта. Транспортные
средства общего и личного пользования. Специальные машины. Их назначение.
Машины-помощники. Веселая мастерская «Фантастическое авто». Мой друг –
велосипед.
Практика: Разбор дорожных ситуаций. Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
8. Дорожные знаки (22 ч.)
Теория: Дорожные знаки. История возникновения дорожных знаков.
Назначение дорожных знаков, их классификация. Предупреждающие. Знаки
приоритета. Запрещающие. Знаки особых предписаний. Информационноуказательные. Знаки сервиса. Разбор дорожных ситуаций с применением
дорожных знаков и дорожной разметки. Веселая мастерская «В стране
дорожных знаков». Викторина «Я знаток дорожных знаков».
10

Практика: Разбор дорожных ситуаций. Правила перехода нерегулируемых
перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
9. Итоговое занятие.
Теория: Обобщение знаний. Подведение итогов.
Практика: Проведение Тестов, викторин.
Формы контроля: Вопросы для закрепления знаний, игры, тесты, викторины.
Планируемые результаты.
Личностные
 умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения дорожной
ситуации;
 умение осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к
личной безопасности и безопасности окружающих
Метапредметные
 учится обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно - следственные связи;
 вырабатывать навыки осознанного построения сообщения в устной
форме.
Образовательные результаты:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт
перерабатывать полученную информацию;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Условия реализации программы:
Материально техническое обеспечение:
 компьютер;
 проектор;
 принтер.
Информационное оборудование:
 слайды, презентации по темам;
 видео материалы по темам;
 аудио материалы по темам;
 иллюстрированный и дидактический материал по темам.
Материально-технические требования к проведению дистанционного
занятия (при наличии)
 Персональный компьютер (ПК), или: ноутбук планшет с Веб камерой и
возможностью выхода в интернет;
 Смартфон с наличием фотоаппарата (фотоаппарат);
11

 Видео техника (для съемки видео урока);
 Выход в интернет ( Zoom, Skype, Вконтакте, Whatsapp Электронная почта
и др.).
Кадровое обеспечение:
 Педагог дополнительного
техниками и методами.

образования,

владеющий

указанными

Формы аттестации:
Для определения результативности освоения дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Дорожная азбука»
разрабатываются формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: грамота, готовая работа, дневник успешности, журнал
посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования,
методические разработки.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов
является: открытое занятие, аналитический материал по итогам проведения
психологической диагностики, участие в научно-практической конференции,
участие в конкурсах различных уровней, итоговый праздник.
Способами определения результативности программы являются: диагностика,
проводимая в начале и в конце обучения. Результаты фиксируются в таблице.
Входная диагностика учащихся объединения «Дорожная азбука»
(«Лучик») за 20___ – 20___ учебный год
№

Результаты оценки
Ф.И. ребёнка
Дата
теоретических и практических
обследования
знаний, умений и навыков
число бал.
% успешности
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )

1
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1
Итого по объединению:
возможное число баллов – 10
возможное число % – 100
Итого результат входной диагностики по объединению _________ %
Руководитель объединения: ________ /
_________________________
подпись

Ф.И.О.
12

Результаты итоговой аттестации
результативности теоретических и практических знаний, умений и
навыков учащихся объединения «
» («Лучик»)
за 20___ – 20___ учебный год
Результаты
оценки
Результаты оценки Итого
Ф.И. ребёнка
Дата
теоретических и
практических
%
терминологическ знаний, умений и успеш
их
навыков
знаний
ности
числ
%
число
%
о
успешност
бал.
успешност
бал.
и
и
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
Итого:
.
возможное число баллов – 10
возможное число % – 100
Итого результат итоговой аттестации по объединению _________ %
Руководитель объединения: __________ /
_______________________
подпись

Ф.И.О.

Критерии знаний, умений и навыков:
1. Владение общими правилами ориентации на улице и дороге для безопасного
нахождения на ней и безопасного ее перехода.
2. Знание основных причин ДТП.
3. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
4. Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
Параметры оценки:
1. Низкий уровень:
Ребенок отвечает не по существу;
Ребенок не может с ориентироваться в предложенной ситуации.
2. Средний уровень:
Ребенок раскрывает основные вопросы, но допускает неточности;
Ребенок испытывает затруднения в ответе.
13

3. Высокий уровень:
Ребенок легко ориентируется в изученном материале;
Умеет связывать теорию с практикой.
Критерии творческой активности:
1. Научение чему-то новому;
2. Открытие нового для себя;
3. Проявление талантов;
4. Умение выполнять эвристические задания;
5. Творчество через расширение области деятельности.
Параметры оценки:
1. Низкий уровень:
Ребенок интерес к творчеству не проявляет, не проявляет инициативы;
Ребенок не испытывает радости от выполненной работы;
Ребенок отказывается от поручений.
2. Средний уровень:
Ребенок социализируется в коллективе;
Ребенок испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для
себя новых способов деятельности;
Ребенок добросовестно выполняет порученные задания.
3. Высокий уровень:
Ребенок вносит предложения по развитию деятельности;
Ребенок легко и быстро увлекается новым делом;
Ребенок обладает оригинальностью мышления, богатым воображением,
гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.
Показатели достижений:
1. Низкий уровень – пассивное участие ребенка в делах объединения;
2. Средний уровень – активное участие ребенка в делах объединения, наличие
результатов на уровне ДДТ, района;
3. Высокий уровень – значительные результаты на уровне района, края, России.

14

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график.
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
социально-гуманитарной направленности «Дорожная азбука»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Календарный учебный график
объединения «Дорожная

азбука»

на 20.. – 20.. учебный год

Ф.И.О. Волкова О.В.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Начало учебного года с…..г…, окончание - …..г.
Продолжительность учебного года - 36 недель.
График каникул
Четверть

Каникулы

1 четверть: ………………..

Осенние каникулы:

…………… (7 дней)

2 четверть: ………………..

Зимние каникулы: …………….. (10 дней)

3 четверть: …………………

Февральские каникулы: ………… (5 дней)
Весенние каникулы: …………… (8 дней)

4 четверть: …………………

Летние каникулы ……………… (91 день)

Регламент образовательной деятельности





Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 45 минут.
Продолжительность перемен между занятиями составляет не менее 10 минут.
Недельная нагрузка на учащегося 1 час

16

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
1 год обучения – 6 часов, занятия 1 раза в неделю по 1час1, продолжительность занятия – 45 мин.
Занятия, организованные в МКУ ДО «Дом детского творчества» кабинет № …. в обычном режиме, согласно
расписанию, утвержденному руководителем учреждения.
Расписание занятий
Дни недели
понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Учебная деятельность, организованная на базе МКУ ДО «Дом детского творчества», предусматривает каникулярные
периоды в соответствии с учебным графиком организаций и расписанием, утверждённым руководителем учреждения.
В летний период занятия проводятся по специальному расписанию с переменным составом обучающихся, организуется
работа в Комнате школьника «ЛИК» с …..г. по …..г. согласно графику работы и расписанию, утверждённому
руководителем учреждения.
Сроки проведения входной диагностики: с ……
Сроки проведения итоговой аттестации: с ……
План работы с одаренными детьми и расписание работы (на 36 часов)
20.. – 20.. учебный год.
№
п/п

Сроки по
месяцам
Дата

Название этапа
Задачи

Содержание

17

Кол-во
часов

План воспитательной работы.
№
п/п

Тема
содержание

Дата

Место
проведения

Подгруппа
год обуч.

Колво
детей

План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся объединения.
месяц

№
п/п

Дата

мероприятие

Тема занятия
Место проведения

форма

Ко
л
во
ча
со
в

Календарный план работы.
Содержание занятия
Теоретическая часть
Форма
……………………………
занятия
Практическая часть
……………………………..

18

Форма
контроля

Оборудован
ие
литература

Формы организации образовательного процесса:
Программой используются индивидуальные, микро групповые, групповые
(коллективные) и массовые формы образовательного процесса.
Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к
чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с
выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на
воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы,
раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.
Формы работы: объяснение, планирование, консультации, организация
совместных наблюдений, опыт описаний, исследование и работа с научной
литературой.
Микро групповая форма работы используется в работе с малыми группами из 3
– 4 человек и направлена на воспитание у воспитанников таких социально
значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству,
взаимопомощи и самореализации.
Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование,
совместные проекты.
Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем
коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.
Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии,
творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.
Формы организации учебного занятия:
При реализации дополнительной общеобразовательной программа «Дорожная
азбука» используются как традиционные, так и нетрадиционные формы
занятий. К нетрадиционным формам занятий относятся: интегрированные,
уроки дискуссии, уроки-презентации, уроки театрализации, уроки экскурсии,
уроки с использованием специализированных компьютерных программ, чатзанятие, онлайн- или офлайн-консультации, др.
Организация и проведение дистанционных занятий.
В зависимости от технических возможностей возможно использование
следующих видов дистанционных образовательных технологий: кейсовая,
сетевая, чат-занятия, форум-занятия, вебинар-сессии, off-line консультации, online консультации.
Педагогом используются такие педагогические технологии как:
индивидуализация обучения, технология группового обучения, здоровье
сберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:

1. Орг. момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало. (2 мин.)
3. Повторение пройденного материала. (10 мин.)
4. Изучение нового материала. (10 мин.)
5. Практическая работа. (20 мин.)
6. Подведение итогов. (2 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)
Дидактические материалы:
 Видео и фотоматериал;
 Разработка педагога для обеспечения образовательной программы
(планы, конспекты);
 Материалы по диагностике (анкеты, диагностические карты,
вопросники)- диагностические материалы развития детей.
Литература.
Список литературы для педагога:
1. Федеральный закон Российской Федерации "О безопасности дорожного
движения" от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ г. Москва.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года. (с изменениями на 2 ноября 2015 года)
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: за рулем, 2015
4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу. - М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
7. Н.Е. Щурков Игровые методики. – М: Педагогическое общество России,
2006, - 224 с.
8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников.
– М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
9. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников:
Пакт. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 –
224 с.
11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь. Материалы в помощь классному
руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 150 с.
20

12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва 1988.
13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательная работа в современной
школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. –
Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
Список литературы для учащихся:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с
родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности». 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2004.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. /Серия
«Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для
школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ;
Мн.: Харвест, 2006.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».