программа «ЛИК» 2022г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на заседании
Методического совета МКУ ДО ДДТ

Утверждаю
Директор МКУ ДО ДДТ

от «. 29 .». августа 2022г.

___________ Е.Д. Бесаева

Протокол №

4

« 01 »

сентября

2022г.

Приказ по учреждению № 26

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа летнего
отдыха для детей и подростков в Комнате школьника
Художественной направленности

« Л И К »
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от 6 до 15 лет
Состав группы: 25 человек
Срок реализации: 21 день
ID-номер программы в АИС «Навигатор» : 16099

Автор: Логвинова Наталья Александровна
методист МКУ ДО ДДТ
Высшей квалификационной категории

Село Донское, Ставропольский край
Год написания программы 2010.
1

Лето! Самое звонкое, самое солнечное, самое удивительное время года!
Позади уроки, контрольные тесты, пришло время долгожданных каникул!
Хочется игр и конкурсов, веселых праздников и песен в кругу ребят. Тянет
погреться на солнышке, погонять мяч и обязательно найти новых друзей –
таких же, как ты шумных и озорных!

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЛИК»
имеет художественную направленность.
Профиль программы – летний отдых для детей и подростков в Комнате
школьника
Вид программы – модифицированная
Уровень программы – базовый
По форме содержания и процесса педагогической деятельности программа
модульная.
При разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы программа летнего отдыха для детей и подростков в Комнате
школьника «ЛИК» использовались основные нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г.».
3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
2

Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
10. Методические рекомендации к письму ГБУ ДО «КЦЭТК» №639 от
28.09.2021г.
11. Устав учреждения МКУ ДО «Дом детского творчества»
12. Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе муниципального
казённого учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества»

Актуальность программы
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления
культурных целей образования, ориентированных на личность и ее
саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних
оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть
годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители
могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный
отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год
напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие
творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным
пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится
большая подготовительная работа
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых
школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного
планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала
подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Отличительные особенности программы
Данная программа по своей направленности является модульной, т. е.
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные
3

направления отдыха, воспитания, оздоровления детей в условиях Комнаты
школьника. Само название « Л И К » расшифровывается как: Личность,
Индивидуальность, Креативность. Иными словами, деятельность программ
направлена на развитие творческих способностей детей, что соответствует
основной цели дополнительного образования детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е.
реализуется в течение I лагерной смены (21 день). В Комнаты школьника
отдыхают 25 учащихся.
Работа Комнаты школьника осуществляется в первой половине дня.
Основной состав Комнаты школьника – это учащиеся объединения МКУ
ДО «Дом детского творчества» в возрасте 6 –15 лет.
Организация летнего отдыха обусловлена необходимостью:
- продолжения учебного процесса в условиях лета;
- развития творческих способностей детей (Личность, Индивидуальность,
Креативность);
- создания единого коллектива;
- укрепления здоровья детей, отдыхающих в Комнаты школьника.
В основе программы лагеря лежат принципы:
- целесообразности - соответствия педагогических задач личностным целям
детей;
добровольности
участия
в
делах
Комнаты
школьника;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм
работы;
- индивидуального подхода к личности ребёнка.
2. Цель программы:
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию
детского отдыха, развития творческого и интеллектуального потенциала
личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой
активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей

3. Задачи:
Личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п., развитие коммуникативных способностей;
приобщение детей к коллективной деятельности:
 развитие этических чувства и эстетических потребностей.
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения.
4



формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные – создание благоприятных условий для роста творческого
потенциала детей
(Личность, Индивидуальность, Креативность); их
самостоятельной, интеллектуальной, познавательной и игровой деятельности:
 развитие мотивации потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.; формирование
универсальных учебных действий (УУД) : Регулятивные УУД,
Познавательные УУД, Коммуникативные УУД.
 обогащение
ключевых
компетенций
(ценностно-смысловая
компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная
компетенция, информационная компетенция, коммуникативная
компетенция,
социально-трудовая
компетенция,
компетенция
личностного самосовершенствования) художественно-эстетическим
содержанием.
 учить организовывать самостоятельную творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла.
 развивать навыки и умения общения и взаимодействия со
сверстниками при решении различных творческих задач в
художественно-эстетической деятельности.
Образовательные (предметные) – развитие и углубление знаний, умений и
навыков приобретенных на занятиях в объединениях в течении учебного года,
социализация личности ребенка.
4. Тип программы модульный:
Программное содержание разделено на два модуля:
I модуль – это общие массовые мероприятия
II модуль – это Мастер-класс по интересам

5. Адресация программы:
- программа рассчитана на детей от 6 до 15 лет.
- содержание деятельности определяется программой летнего отдыха в
Комнате школьника « Л И К »
- программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.

6. Условия реализации программы
6.1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют ответственный за работу Комнаты
школьника (методист МКУ ДО ДДТ) и педагоги дополнительного
5

образования. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией
МКУ ДО ДДТ. Перед началом работы Комнаты школьника проходит
установочный семинар. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье
детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы и проведение
мероприятий. Ответственный за работу Комнаты школьника (методист МКУ
ДО ДДТ) занимается организацией учебной и воспитательной работы,
владеет всей информацией о программе смены, разрабатывает и организует
мероприятия.

6.2. Педагогические условия:
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих
дел, в организацию жизни Комнаты школьника.
 сочетание индивидуального и коллективного включения детей в
различные
виды
деятельности
(творческие,
развивающие,
интеллектуальные).
 систематическое информирование о результатах состязаний,
конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
 организация различных видов стимулирования детей и взрослых,
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора
посильного участия в деле).
 отбор
педагогических средств с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей,
способствующих
обеспечению
успешной самореализации ребенка;
 создание
ситуации успеха в избранных ребенком видах
деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
 создание возможности переключения с одного вида деятельности
на другой.


6.3. Методическое обеспечение Комнаты школьника
приказ об организации лагеря, должностные инструкции
 наличие программы Комнаты школьника, плана мероприятий
Комнаты школьника и сценарии мероприятий (Приложение 1), мастерклассы работы в «Творческих мастерских» (Приложение 2),сборник
игр (Приложение 3)
 проведение установочного семинара для педагогов до начала
лагерной смены;
 подбор методического материала в соответствии с программой
Комнаты школьника;
 подбор реквизита для проведения дел.
 разработка системы отслеживания результатов педагогической
деятельности и деятельности воспитанников Комнаты школьника,
подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и
результатов.


6

7. ..Механизм реализации программы
В начале работы Комнаты школьника ребята знакомятся с проектом,
заполняют анкеты, знакомятся с правилами поведения и техникой
безопасности.
С целью регулирования взаимоотношений в первые дни работы Комнаты
школьника ребята торжественно принимают «законы» и «заповеди», по
которым строится жизнь и деятельность в Комнаты школьника:

Законы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

закон дружбы
закон совести
закон правой поднятой руки – наступает тишина
закон такта – одни говорит, все слушают
закон активности
закон бережного отношения ко всему.

Заповеди


Не согласен – предлагай, предлагаешь - действуй.



Добрый день – для добрых дел.



Спорт любить – здоровым быть!

А также проводятся игры на сплочение коллектива (см. Приложение 3)

Механизм реализации программы осуществляется посредством
различной деятельности:
1.
2.
3.
4.
5.

организация режима работы Комнаты школьника;
организация художественно-эстетической деятельности;
организация спортивно-игровой деятельности;
организация работы «Творческих мастерских»;
организация культурно - досуговых мероприятий.

7.1. Организация режима работы Комнаты школьника «Л И К»
Важнейшим аспектом является распорядок дня.
Распорядок дня комнаты школьника « Л И К ».
8:00 – 9:00

Прием детей, осмотр КГЛ, зарядка, беседы по ТБ, ПДД,
воспитательные беседы, КТД

9:00 – 10:30

Работа по плану:
Плановое мероприятие, Мастер-класс в «Творческих
7

мастерских».
10:30 – 11:45

Прогулки, экскурсии, подвижные игры на свежем воздухе.

11:45 – 12:00

Рефлексия дня. Окончание работы

7.2. Организация художественно-эстетической деятельности.
Основная направленность деятельности - развивает у детей и подростков
качества Личности, Индивидуальности, Криативности (ЛИК) через
организованную
работу
творческих
мастерских,
оформительскую
деятельность в Комнате школьника, изготовление поделок из цветной бумаги
и растительного материала, вязание, вышивание, шитьё.
7.3. Организация спортивно-игровой деятельности
На протяжении всего периода работы Комнаты школьника дети участвуют в
спортивных соревнованиях.
1. ежедневные подвижные игры в Комнаты школьника Актовый зал (каб.
№ 3) и на воздухе.
2. проведение зарядки
3. спортивные праздники
4. соревнования
7.4. Организация «Творческих мастерских»
1. «До-ми-соль-ка» – музыкальное воспитание детей, разучивание песен
Актовый зал (каб. № 3) .
2. «Танцевальная» –
развитие танцевальных способностей у детей,
разучивание различных танцевальных движений (каб. № 11) .
3. «Театральная» – развитие творческих способностей через занятия
театральной деятельностью Актовый зал (каб. № 3).
4. «Мастерилка» – развитие творческих способностей через занятия
изобразительной деятельностью и через декоративно-прикладное
творчество Актовый зал (каб. № 3) .
5. «Игровая» – знакомство с новыми играми. Игра – метод организации и
сплочения коллектива, важнейшее тренинговое средство развития
человеческих, психологических качеств. Она развивает, обучает,
воспитывает, социализирует, даёт отдых, формирует и развивает
творческие способности Актовый зал (каб. № 3 и фойе II этажа).
7.5. Организация естественнонаучной и экологической деятельности.
1. организация экскурсий
2. посещение станции юных натуралистов
8

7.6. Организация культурно - досуговых мероприятий.
Организация развлекательных мероприятий, спортивных праздников,
сказочных викторин, ярмарок талантов и др. Актовый зал (каб. № 3)

Содержание и пути реализации программы.
Направление
Оздоровление детей

Задачи
1. укреплять здоровье
детей
2. формировать умения и
навыки заботы о своём
здоровье
1. развивать фантазию и
воображение, память и
мышление.
2. формировать умение
выступать на сцене.

Формы
1. утренняя зарядка
2. походы
3. спортивные игры

1. работа объединений
художественной
направленности
2. конкурсы рисунков и
поделок
3. инсценировки
4. работа театрального,
танцевального и
музыкального объединений
1. развивать творческие и 1. проведение КТД
Развитие лидерских
организаторские
2. тренинги
качеств у детей
способности.
3. творческие конкурсы.
2. развивать навыки
работы в группе, в
команде.
1. создать условия для
1. проведение сюжетно Создание условий
социальной адаптации,
ролевых, коллективных игр.
для
личностного роста детей.
2. проведение
доброжелательных
индивидуальных конкурсов
отношений в
3. сменное лидерство
отрядных группах, в
системе лагеря.
Развитие
творческих
способностей детей

В период реализации программы будут использованы следующие формы
работы с детьми.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Экскурсии
Однодневные походы.
Танцевально-развлекательные программы
Творческие встречи с интересными людьми.
Различные мероприятия.
Занятия в объединениях по интересам
9

7. Спортивные соревнования и турниры и др.

8. …Критерии эффективности программы
постановка реальных целей и планирование результата программы
 заинтересованность педагогов в реализации программы
 благоприятный психологический климат в детском и взрослом
коллективах
 удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами
деятельности, формами работы
 творческое сотрудничество педагогов и детей
 желание участвовать в работе Комнаты школьника на следующий
год.


9. …Предполагаемые результаты программы
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей
возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами. Занятия
в объединениях способствуют развитию творческого и интеллектуального
потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований,
творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и
возможностей.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит
социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года
инициативами по организации жизни в Доме детского творчества. Дети
станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед
собой новые цели.
Личностные - сформируется общественная активность личности, гражданская
позиция, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа
жизни и т.п., разовьются коммуникативные способности;
приобщение детей к коллективной деятельности:
Метапредметные – возрастет творческий потенциала детей
(Личность,
Индивидуальность, Креативность); самостоятельность, интеллектуальность,
познавательная и игровая деятельность.
Образовательные (предметные) – разовьются и углубятся знания, умения и
навыки приобретенные на занятиях в объединениях в течении учебного года,
социализация личности ребенка.

10.…Материально – техническое обеспечение.
Фойе II этажа, Комната школьника на время летнего отдыха Актовый
зал (каб. № 3), видеозал (на время летнего отдыха Актовый зал (каб. № 3 ),
10

аудио и видеоаппаратура, спортивная
канцелярские принадлежности и др.

площадка,

спортинвентарь,

Список литературы
Основная и дополнительная учебная литература.
Литература для педагогов, детей, родителей.
Наглядный материал.
1.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома,
РЦ-НИТ «Эврика-М», 1999 г. – 112 с.
2.
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до
10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г.В.
Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития,» 1997 г. – 240 с., - ил. –
(серия: Игра, обучение, развитие, развлечение»).
3.
Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского
сада и родителей. /Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2е изд., дораб. – М.
Просвещение; Владос, 1995 - 234 с.: ил.
4.
Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. – М.
Новая школа. 1997. – 48 с.
5.
Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших
школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль. «Академия развития», - 1996. – 224 с., ил.
6.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.
Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Киселев Д.Н.,
Куров В.А. - Ярославль, Академия развития», 1998 – 192 с., ил. (серия: игра,
обучение, развитие, развлечение).
7.
Минскин Е.М. Игра и развлечение в группе продленного дня. Пособие
для учителя. – 2е изд., перераб. и доп. – М. Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
8.
Нямковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры
для школьников. (Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 192 с. – ил. – (серия: Минута на размышление).
9.
Нямковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры
для школьников. (Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 192 с. – ил. – (серия: Минута на размышление).
10. Ковалева Е.А. Веселая семейка. Лучшие игры и развлечения для детей и
родителей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI
век», 2006. – 189 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
11. Сценарии
плановых
мероприятий
педагогов
дополнительного
образования МКУ ДО «Дом детского творчества» для воспитанников Комнаты
школьника «ЛИК» (Приложение 1)
12. Сценарии мастер-классов педагогов дополнительного образования МКУ
ДО «Дом детского творчества» для воспитанников Комнаты школьника «ЛИК»
(Приложение 2)
11

I модуль
Плановые мероприятия (Приложение 1)
для воспитанников Комнаты школьника «Л И К»
О.В.Волковой, Л.С. Сухининой,
С.В. Выглазовой, Ю.В. Белевцевой

II модуль
Мастер-классы (Приложение 2)
педагогов дополнительного образования
МКУ ДО «Дом детского творчества»:
О.В.Волковой, Л.С. Сухининой.
С.В. Выглазовой, Ю.В. Белевцевой

12

Приложение 1

Плановые мероприятия для воспитанников
Комнаты школьника « Л И К »

О.В. Волкова



Конкурсно – игровая программа «Здравствуй, Лето!».
Познавательная игровая программа «Солнечное лето»
Л.С. Сухинина




Конкурс «Мисс лето»
Игра-путешествие по «полянам» «День русских традиций в летнем лагере».
С.В. Выглазова




Большая психологическая игра «Космический полет», цель: сплочение
детского коллектива через развитие вербальных и невербальных форм
общения.
Праздник с водными конкурсами «Подводное царство – Нептуна
государство».

Ю.В. Белевцева




Развлекательно – музыкальная игра «Угадай мелодию».
Игровая программа «Шоу «Каракули»
Ролевая игра «День вежливых наук».

13

Приложение 2

«Творческая мастерская»
Мастер-классы педагогов дополнительного образования
МКУ ДО «Дом детского творчества»:
О.В.Волковой, Л.С. Сухининой, С.В. Выглазовой, Ю.В. Белевцевой
Творческая мастерская «Танцевальная»
Мастер-класс по эстрадному танцу «Танцуй с нами или скучай дома» –
автор: педагог дополнительного образования О.В. Волкова, руководитель
объединения «Обр.и.кос.» (мой стиль) и объединения «Косметолог».
Творческая мастерская «До-ми-соль-ка»
Мастер-класс по эстрадному пению, – автор: педагог дополнительного
образования Ю.В. Белевцева, руководитель объединения «Конфетти»
(декоративно-прикладное творчество).
Творческая мастерская «Мастерилка»
Мастер-класс по лепке из соленого теста («Рыбка», «Солнце»,
«Петушок», «Кот» и др.) – автор: педагог дополнительного образования
О.В. Волкова, руководитель объединения «Родничок».
Мастер-класс по бумагопластике («Цветы», «Животные», «Открытка» и
др.) – автор: педагог дополнительного образования Ю.В. Белевцева,
руководитель объединения «Конфетти» (декоративно-прикладное творчество).
Мастер-класс по ниткографии «Жар-птица» – автор: педагог
дополнительного образования С.В. Выглазова, руководитель объединения
«Сундучок» и объединения «Бусинка».
Мастер-класс по бисероплетению «Цветы» и «Насекомые» – автор:
педагог дополнительного образования С.В. Выглазова, руководитель
объединения «Бусинка» и объединения «Сундучок».
Творческая мастерская «Театральная»
Мастер-класс «Театрализованные игры»
– автор: педагог
дополнительного образования Л.С. Сухинина, руководитель объединения
«Вдохновение» (драматический театр) и объединения «Художественное слово».
Мастер-класс «Конкурс актерского мастерства» – автор: педагог
дополнительного образования Л.С. Сухинина, руководитель объединения
«Вдохновение» (драматический театр) и объединения «Художественное слово».
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».