программа «Сундучок» 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на заседании
Методического совета МКУ ДО ДДТ

Утверждаю
Директор МКУ ДО ДДТ

от « 29 » августа 2022г.
Протокол №

___________ Е.Д. Бесаева

1

« 01 »

сентября

2022г.

Приказ по учреждению № 26

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности

«Сундучок»
Уровень программы: стартовый
Возрастная категория: 6 – 10 лет.
Состав группы: 12-15 человек
Срок реализации: 1 года
ID – номер программа в АИС «Навигатор»: 7152

Автор – составитель: Выглазова Светлана Васильевна
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории

село Донское, Ставропольский край
год составления программы 2018.
1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Сундучок», разработана в соответствии с требованиями основных
нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г.».
2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
9. Методические рекомендации к письму ГБУ ДО «КЦЭТК» №639 от
28.09.2021г.
10. Устав учреждения МКУ ДО «Дом детского творчества»
11. Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе муниципального
казённого учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества»
2

По
своему
функциональному
назначению
дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Сундучок» имеет
художественную
направленность,
по
степени
авторства
–
модифицированная, по форме организации и содержанию
процесса
педагогической деятельности – комплексная. Уровень: стартовый. Профиль:
декоративно-прикладное творчество.
Актуальность программы заключается в углублённом, расширенном,
систематизированном обучении различным техникам. Использование
большого спектр материалов даёт возможность выбора вида деятельности
более приемлемого для учащихся, дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении. Одновременно осуществляется развитие творческого
опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой
активности.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Сундучок» предназначена для детей в возрасте 6-10 лет. Набор в группу:
свободный. Специальной подготовки не требуется.
Организационно - педагогические условия реализации программы
Сроки реализации программы – 1 год.
Наполняемость группы: 12-15 человек
Режим занятий:
количество учебных часов за учебный год:
1 год обучения –36 часов;
количество занятий и учебных часов в неделю:
1 раз в неделю;
продолжительность занятия – 45 мин.
Форма обучения: очная.
Основные формы образовательного процесса:
- практическое занятие
- экскурсия
3

- выставка (творческие посиделки)
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснения нового
материала, информация познавательного характера. Особое место на
занятиях отводится практическим работам.
Цель программы:
развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность учащихся,
художественные способности, путем экспериментирования с различными
материалами, нетрадиционных техник;
формировать художественное мышление и нравственные черты личности,
эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
Личностные: передача и накопление опыта эстетического отношения к
миру, воспитание духовно богатой личности: формирование в учащихся
дружеских и доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества,
аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения,
положительного отношения к труду, бережливости.
Метапредметные: приобщение учащихся
к деятельности в области
искусства, обучение их первоначальным художественным знаниям,
практическим умениям: общей ручной умелости, синхронизации работы
обеих рук, трудолюбию, способности к преодолению трудностей; памяти,
внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
Образовательные: формирование умения планировать работу по реализации
замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел.
Формирование элементарных знаний и умений в рамках изучаемых тем,
обучение
учащихся
владению
различными
инструментами
и
приспособлениями. Привитие первичных навыков исследовательской
работы.

4

1.3. Содержание программы.
Учебный план.

№
п/п

Наименование разделов и тем

1.

Вводное занятие.

1.1

Знакомство с планом работы
объединения.
Техника
безопасности, правила поведения
на занятиях.
Работа с бумагой.

2.

2.1
2.2
2.3

3.

3.1

3.2
4.
4.1

4.2

5.
5.1

Как появилась бумага.
бумаги.
Цветы из бумаги.

Виды

Поделки из бумаги ( корзиночка,
закладка,
ёжик,
коробочкасердечко)
Работа
в
технике
«Пластилинография»

Количество часов
Формы контроля
Всего Теорети Прак
ческие тиче
ские
1
0,5
0,5 Беседа. Анкетирование.

8

2

6

2

1

1

2

1

1

4

1

3

6

2

4

Вводное
занятие.
История
появления пластилина. Состав
пластилина.
Изготовление
изделий
из
пластилина
Работа в технике «Изонить».
Вводное
занятие.
История
возникновения
техники
«Изонить». Техника безопасности.
Заполнение угла, овала, круга.

2

0,5

1,5

4

1,5

2,5

6
2

2
1

4
1

4

1

3

Работа в технике «Квиллинг»
Вводное занятие. История
возникновения техники

8
2

2
1

6
1

5

Беседа. Опрос.
практической
деятельности.
выставка работ.
Опрос.

Анализ
Мини

Анализ
практической
деятельности.
Опрос. Мини – выставка
работ.
Беседа. Опрос.
практической
деятельности.
выставка работ.

Анализ
Мини

Анализ
практической
деятельности.
Беседа. Опрос.
Анализ
практической
деятельности.
Мини
выставка работ.
Беседа. Опрос.

5.2

6.
6.1

6.2

7.

«Квиллинг». Техника
безопасности.
Выполнение композиций в
технике «квиллинг».
Работа с тканью
Вводное занятие. Ознакомление с
простыми рабочими швами:
вперёд иголку петельным швом,
швом «через край», швом «иголку
назад».
Освоение швейных операций
(вдевание нитку в иголку,
завязывание узелка, пришивание
пуговиц положение рук при
шитье)
Итоговое занятие.

6

2

4

6
2

2
1

4
1

4

2

2

1

0,5

0,5

36

11

25

Анализ
практической
деятельности.
Мини
выставка работ
Беседа. Опрос.

Анализ
практической
деятельности.
Мини
выставка работ
Выставка
Тестирование.

Итого:

Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие.
Введение в общеобразовательную (общеразвивающую) программу. Правила
ТБ, правила поведения на занятиях.
2. Работа с бумагой (8 ч.)
2.1 Теоретическая часть: Бумага - происхождение, бережное отношение.
Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами при работе с
бумагой. Понятие «шаблон».
Практическая часть: применение шаблонов
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
2.2 Теоретическая часть: просмотр работ в данной технике. Приемы работ.
Практическая часть: Выполнение поделок из бумаги. Изготовление цветов.
6

работ.

2.3 Теоретическая часть: Просмотр готовых работ. Приемы работы.
Практическая часть: Цветы из бумаги. Работа по шаблонам. Выполнение
цветов из различных видов бумаги.
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
3. Работа в технике «Пластилинография» (6 часов)
Теоретическая часть: Вводное занятие. История появления пластилина.
Состав пластилина. Знакомство с инструментами необходимыми при работе.
Основные правила смешения разнообразных цветов. Т.Б. при работе с
пластилином и инструментам.
Практическая часть: Изготовление изделий из пластилина. Создание картин
из пластилина. Выбор эскиза, перевод эскиза на стекло или картон,
заполнение фона, заполнение отдельных деталей. Оформление картины в
рамку.
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
4. Работа в технике «Изонить» (6 часов)
Теоретическая часть: Вводное занятие. Знакомство с инструментами и
материалами. Понятие о цвете. Знакомство с различными геометрическими
фигурами.
Практическая часть: Просмотр работ в технике изонить. Заполнение
геометрических фигур: (окружность, овал, угол). Оформление работы.
5. Работа в технике «Квиллинг» (8 часов)
Теоретическая часть: Вводное занятие. Инструменты и материалы. История
возникновения технологии бумагокручения – квиллинга.
Практическая часть: Выполнение основных форм ( рулончик, капля,
треугольник, долька, завитки, квадрат). Выполнение композиции используя
основные формы квиллинга.
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
7

6. Работа с тканью (6 часа).
Теоретическая часть: Знакомство с инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе. Правила техники безопасности.
Практическая часть: Выполнение основных ручных швов. Знакомство со
способами закрепления нити. Пришивание пуговиц. Выполнение изделия.
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
7. Итоговое занятие.
Теоретическая часть: Подведение итогов, тестирование.
Практическая часть: Проведение выставки готовых работ.
Формы контроля: беседа, опрос, анализ практической деятельности. Мини
выставка работ.
Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Сундучок» обеспечивает развитие личности учащихся, его индивидуальных
способностей и дарований. Результаты учитываются применительно к
отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств – в
знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к
жизни и труду, в чертах характера.
Личностные результаты:
–
умение оценивать свои творческие и профессиональные способности;
–
умение воспринимать критику;
–
трудолюбие, усидчивость, терпение, бережливость и аккуратность при
работе с материалами и инструментами;
–
настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего
результата;
–
взаимопомощь, умение работать в коллективе.
Метапредметные результаты:
– научатся различным приемам работы с бумагой, фольгой, цветными
нитками, пластилином;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий;
– создавать композиции с изделиями;

8

– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
мелкой моторики рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
– овладение навыками культуры труда;
– улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение
навыков работы в коллективе.
Образовательные результаты:
–
формирование первичных навыков работы с бросовым материалом;
–
углубление знаний о бумаге ,пластилине, нитках, тканях.
–
умение работать с источниками литературы;
–
соблюдать правила техники безопасности;
–
самостоятельно изготавливать изделие;
–
оформлять выполненные работы по основам композиции;
–
в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

9

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
художественной направленности «Сундучок» («Лучик»)

Календарный учебный график
Объединения «Сундучок»
на ………………учебный год

Ф.И.О. Выглазова Светлана Васильевна
педагог дополнительного образования

10

Начало учебного года с …………г., окончание - ………… г.
Продолжительность учебного года - 36 недель.
График каникул
Четверть

Каникулы

1 четверть: ………………..

Осенние каникулы:

…………… (7 дней)

2 четверть: ………………..

Зимние каникулы: …………….. (10 дней)

3 четверть: …………………

Февральские каникулы: ………… (5 дней)
Весенние каникулы: …………… (8 дней)

4 четверть: …………………

Летние каникулы ……………… (91 день)

Регламент образовательной деятельности
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 45 минут.
Продолжительность перемен между занятиями составляет не менее 10 минут.
Недельная нагрузка на учащегося – 1час

11

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
1 год обучения – 36 часов, занятия 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия – 45 мин.
Занятия, организованные в общеобразовательных школах в обычном режиме, согласно расписанию, утвержденному
руководителем учреждения.
Расписание занятий
Дни недели
понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Учебная деятельность, организованная на базе МКУ ДО «Дом детского творчества», предусматривает каникулярные
периоды в соответствии с учебным графиком организаций и расписанием, утверждённым руководителем учреждения.
В летний период занятия проводятся по специальному расписанию с переменным составом обучающихся, организуется
работа в Комнате школьника «ЛИК» с …..г. по …..г. согласно графику работы и расписанию, утверждённому
руководителем учреждения.
Сроки проведения входной диагностики: с ……
Сроки проведения итоговой аттестации: с ……

12

План работы с одаренными детьми и расписание работы (на 36 часов)
20.. – 20.. учебный год.
№
п/п

Сроки по
месяцам
Дата

Название этапа
Задачи

Кол-во
часов

Содержание

План воспитательной работы.
№
п/п

Дата

Тема
содержание

Место
проведения

Подгруппа
год обуч.

План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся объединения.
месяц

мероприятие

13

форма

Колво
детей

Календарный план работы.
№
п/п

Дата

Тема занятия
Место проведения

Кол
во
часов

Форма
занятия

Содержание занятия
Теоретическая часть
………………………
Практическая часть ………………………

14

Форма
контроля

Оборудование
литература

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
1. Кабинет для занятия объединения, рабочее место учащихся ученический стул.
2. Материалы и инструменты для работы:
• бумага (калька, картон, альбомная, цветная, тонированная и т.п.),
пластилин, нитки, ткань.
•

клей ПВА.

•

канцелярские принадлежности;

•

пластилин;

•

нитки.

•

ткань

Информационное обеспечение: аудио, видео, фото, интернет источники.

Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы разрабатываются
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота,
готовая работа, дневник успешности, журнал посещаемости, маршрутный
лист, материал анкетирования и тестирования, методические разработки.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов
является: открытое занятие, аналитический материал по итогам проведения
психологической диагностики, участие в конкурсах различных уровней,
итоговый праздник.

15

Входная диагностика учащихся объединения «Сундучок» («Лучик»)
за 20___ – 20___ учебный год
Результаты оценки
№

Ф.И. ребёнка

Дата

теоретических и практических

обследования

знаний, умений и навыков
число бал.

% успешности

…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1
Итого по объединению:

возможное число баллов – 10,

возможное число %

– 100

Итого результат входной диагностики по объединению _________ %
Руководитель объединения: ________ /

_________________________

подпись

Ф.И.О.

Результаты итоговой аттестации
результативности теоретических и практических знаний, умений и
навыков учащихся объединения «Сундучок» («Лучик»)
за 20___ – 20___ учебный год

Результаты
оценки
Ф.И. ребёнка

Дата

теоретических и
терминологическ
их

Результаты оценки Итого
практических
знаний, умений и
навыков

знаний
числ

%
16

число

%

%
успеш
ности

о
бал.

успешност
и

бал.

успешност
и

…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
Итого:
.

возможное число баллов – 10
возможное число %

– 100

Итого результат итоговой аттестации по объединению _________ %
Руководитель объединения: __________ /

_______________________

подпись

Ф.И.О.

Методические материалы.
Программой «Сундучок» предусмотрены следующие методы обучения:
–

словесный (устное изложение, беседа);

–
наглядный (демонстрация образцов изделий, иллюстраций, слайдов,
фотографий, презентаций к занятиям);
–
практические (упражнения по наработке навыков работе с нитками,
самостоятельная работа, подготовка и участие в выставках, конкурсах
различного уровня);
–
объяснительно-иллюстративный (объяснение учебного материала,
правил и алгоритма выполнения работы, показ приемов исполнения);
–

репродуктивный(работа по образцам, схемам);

17

–
частично-поисковый(выполнение вариативных, разноуровневых
заданий).
Формы организации учебного занятия:
При реализации программы используются как традиционные, так и
нетрадиционные формы занятий. К нетрадиционным формам занятий
относятся: интегрированные, занятия дискуссии, занятия-презентации,
занятия экскурсии, внеаудиторные занятия, занятия с использованием
специализированных компьютерных программ.
Педагогом используются такие педагогические технологии как:
индивидуализация обучения, технология группового обучения, технология
программированного обучения, технология разноуровнего обучения,
технология исследовательской деятельности, здоровье сберегающие
технологии.
Обучение ведется поэтапно, с учетом уровня подготовки обучающегося. На
первых порах приоритетным в обучении является создание ситуаций,
пробуждающих фантазию и креативное мышление, побуждающих к
действию. Обучение приобретает основы декоративно-прикладного
творчества.
Содержание программы организовано по принципу дифференциации, от
простого к сложному.

Алгоритм учебного занятия:
1. Орг. момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало. (2 мин.)
3. Повторение пройденного. (10 мин.)
4. Изучение нового материала. (10 мин.)
5. Практическая работа. (20 мин.)
6. Подведение итогов. (2 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)

18

Дидактические материалы:
•

Видео материал и фотоматериал

•
Разработка педагога для обеспечения образовательной программы
(планы, конспекты);
•
Материалы по диагностике (анкеты, диагностические карты,
вопросники)- диагностические материалы развития детей.

Список литературы.
1.

Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2.

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

3.

Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

4.

Гусева Н.В. Аппликация. – Москва, «Просвещение», 1996

5.

Ткаченко Т. Стародуб К. Уроки из пластилина - ООО «Феникс», 2011

6.

Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.

7.

Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
Стр.162-170 (нитки)

Литератора для учащихся.
1.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы – Москва, 2013

2.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов – Эскимо.
Москва 2014
3.
4.

Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».