программа «Планета детства» (пение) (на 36ч.) 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на заседании
Методического совета МКУ ДО ДДТ
от « 29 » августа 2022г.
Протокол №

Утверждаю
Директор МКУ ДО ДДТ
___________ Е.Д. Бесаева

1

« 01 »

сентября

2022г.

Приказ по учреждению № 26

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности

«Планета детства»
Уровень программы: стартовый
Возрастная категория: 6 – 10 лет.
Состав группы: 12-15 человек
Срок реализации: 1 года
ID – номер программа в АИС «Навигатор»: 13429

Автор: Каплунова Галина Валерьевна
педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории

село Донское, Ставропольский край
год составления программы 2017.
1

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Краткосрочная рабочая программа стартового уровня к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Планета детства»
разработана в соответствии с требованиями основных нормативных
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г.».
2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
9. Методические рекомендации к письму ГБУ ДО «КЦЭТК» №639 от
28.09.2021г.
10. Устав учреждения МКУ ДО «Дом детского творчества»
11. Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе муниципального
казённого учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества»
2

В системе комплексного художественно-эстетического воспитания
вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых
доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской
деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому
развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству
музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как
главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение
пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки
голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Краткосрочная рабочая программа стартового уровня к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Планета детства»
относится к программам художественной направленности, так как
ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,
художественных способностей и носит ярко выраженный креативный
характер, предусматривая возможность творческого самовыражения и
импровизации.
Краткосрочная рабочая программа стартового уровня к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Планета детства» по
степени авторства – модифицированная; по уровню усвоения –
общекультурная; по форме организации содержания и процесса
педагогической деятельности – комплексная. Профиль программы –
эстрадное пение.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского
самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения
концертно-исполнительской деятельности воспитанников объединения.
Краткосрочная рабочая программа стартового уровня к дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Планета детства»
(далее программа «Планета детства») направлена на формирование
целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное
развитие личности и творческое самовыражение учащихся. Она
предусматривает непрерывность и преемственность обучения и воспитания,
сочетания разнообразных форм деятельности, воспитательных и
образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и
современного
музыкального
материала,
инновационных
и
здоровьесберегающих технологий. Программа отличается демократичностью
(работа со всеми желающими), а также дифференцированностью
музыкального образования (индивидуальная работа с музыкально
одаренными детьми).
Особенностью работы по данной программе является обучение пению
без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие.
Наряду с образовательной программой в вокальном объединении
реализуется и воспитательная программа: экскурсионные поездки,
тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение
3

различных мероприятий, оформляются фотоальбомы, и накапливается
видеоматериал о деятельности коллектива.
Программа «Планета детства» тесно связана с такими областями как
литература, история, танцы, физкультура (т.к. решается задача физического
развития обучающихся). Также в основу данной программы положены
многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих
музыкантов-хоровиков в области детского хорового исполнительства: В.
Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.
Адресат программы: программа «Планета детства» рассчитана на детей
6-10 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе после
предварительного прослушивания педагогом. Определяется умение
воспроизвести ритмический рисунок и пропеть небольшой отрывок любого
произведения.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
заниматься сольным и ансамблевым пением.
Продолжительность реализации краткосрочной рабочей программы
стартового уровня к дополнительной общеобразовательной программе
«Планета детства» один год, общее количество часов – 36 часов.
Состав группы – 12-15 человек.
Форма обучения по данной образовательной программе – очная (Закон №
273-ФЗ, гл. 2, ст.17, п. 2)
Дистанционные
занятия
(чат-занятие, онлайнили
офлайнконсультации, др.) вводятся на время введения режима самоизаляции.
При организации образовательного процесса применяются такие формы
занятий как: индивидуальная, групповая, коллективная работа, творческая
мастерская, представление, презентация, рассказ, показ, конкурс, игра,
праздник, посиделки с родителями, исследование.
Во время каникул образовательная деятельность
может
видоизменяться
(выходы в театры, участие в концертах и иных
мероприятиях, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Режим занятий, периодичность, продолжительность занятий.
1 год обучения – 36 часов: 1 час в неделю – 45 минут.
Образовательный процесс организуется во второй половине дня,
охватывает всех желающих, обучение носит регулярный характер и
предполагает участие обучающихся в конкурсах, праздничных мероприятиях
и фестивалях.

4

1.2 Цель и задачи программы.
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству пения,
формирование музыкальной культуры, развитие творческих способностей.
Задачи личностные:
воспитание
чувств
коллективизма,
ответственности,
дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической
деятельности;
- развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей,
элементов самоуправления;
- воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие
художественного вкуса;
- реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на
основе коллективного и сольного пения;
- расширение музыкального кругозора обучающихся;
- профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.
Задачи образовательные:
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной,
эстрадной;
- обучить детей вокальным навыкам;
- развить музыкально-эстетический вкус;
- развить музыкальные и сценические способности детей;
Задачи метапредметные:
- формировать межпредметные знания по истории, литературе и хореграфии;
- развивать способность к самостоятельному обретению новых знаний и
умений;
- формирование способности к организации своей деятельности в процессе
освоения музыкальной культуры;
- формирование положительной мотивации и умений учебной деятельности:
активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля,
элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
- развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения,
умению вести конструктивный диалог, публично выступать;
- создание мотивации для продолжения дальнейшего обучения в
профессиональных учебных заведениях.

5

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела, темы
п/
п
1. Введение в
образовательную
программу
2. Вокально – хоровые
работы
2.1 Пение произведений
. (прослушивание,
разучивание)
2.2 Пение учебно –
. тренировочного материала
2.3 Работа с солистами
.
3. Музыкальная грамота
Концертноисполнительская
деятельность
4.1 Репетиции
.
4.2 Выступления, концерты
.
Итого часов
4.

Количество часов
Формы
аттестации/
Всего Теория Практик
контроля
а
Прослушивани
1
0,5
0,5
е, опрос
27

2

25

18

2

16

6

-

6

3

-

3

2

1

1

6

-

6

3

-

3

3

-

3

Прослушивани
е, наблюдение
педагогом

Опрос,
контрольные
задания
Участие в
концертных и
конкурсных
мероприятиях
различного
уровня

36

Содержание учебного плана.
Раздел 1. Введение в образовательную программу. 1 час
Теория: Организационное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Знакомство с перспективой занятий вокального объединения
«Планета детства». Распорядок работы, правила поведения. Профилактика и
гигиена голоса.
Практика: прослушивание голосов, игра «Угадай мелодию». Подбор
репертуара.
Формы контроля: прослушивание, опрос.

6

Раздел 2. Вокально – хоровые работы 27 часов
2.1.Пение произведений 18 часов.
Теория: сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки
и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа,
музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел
произведения.
Практика: Прослушивание песни, разбор и разучивание текста, разучивание
мелодии. Исполнение песни.
Формы контроля: прослушивание, наблюдение педагогом.
2.2. Пение учебно – тренировочного материала 6 часов
Практика: Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата
обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Речевые упражнения. Вокальные упражнения для правильного
формирования звука, расширение диапазона. Осознание мышечных
ощущений во время пения. Работа над точным звучанием унисона.
Упражнения для развития чувства ритма, воспроизведение ритмического
рисунка мелодии.
Формы контроля: прослушивание, наблюдение педагогом.
2.3. Работа с солистами 3 часа
Теория: Индивидуальный подбор репертуара. Знакомство с музыкальным
материалом.
Практика: Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа
над дыханием, сценическим поведением, дикцией, артикуляцией.
Разучивание индивидуальных произведений. Работа над образом
исполняемого произведения, работа над жестами и мимикой.
Формы контроля: прослушивание, наблюдение педагогом.
3. Музыкальная грамота 2 часа
Теория: Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат»,
его строение, воспроизведение звуков. Назначение каждого вокального
упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания. Певческая
установка, певческое дыхание. Артикуляционный аппарат. Введение понятия
«унисон». Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Пение как
вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах,
вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете), хоровом
пении. Понятие «аккомпанемент», «фонограмма». Понятие «настроение» и
«характер» музыки. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем,
маршем. Вокальная музыка, жанры вокальной музыки, виды песен.
Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных композиторов.
Классическая и современная музыка.
Практика: слушание музыкальных произведений, анализ, обсуждение своих
впечатлений.
Формы контроля: опрос, контрольные задания.
4. Концертно – исполнительская деятельность 6 часов
4.1. Репетиции 3 часа.
7

Практика: Работа со всем составом кружка над единой музыкальной
композицией. Репетиционное исполнение на сцене. Репетиционное
исполнение индивидуальных произведений.
Формы контроля: наблюдение педагогом.
4.2. Выступления, концерты 3 часа.
Практика: Концертное исполнение произведений. Выступление солистов,
групп или всего объединения.
Формы контроля: участие в концертных и конкурсных мероприятиях
различного уровня.
1.4 Планируемые результаты
Личностные:
- сформированы социальная активность, культура общения, эстетическая
культура;
- развиты творческая инициатива, коммуникативные способности, элементы
самоуправления;
- приобретен интереса к национальной музыке и художественный вкус;
- реализованы творческие возможности музыкально одаренных детей на
основе коллективного и сольного пения;
- расширен музыкального кругозора обучающихся;
Образовательные:
- углублены знания детей в области музыки: классической, народной,
эстрадной;
- обучены дети вокальным навыкам;
- развит музыкально-эстетический вкус;
- развиты музыкальные и сценические способности детей;
Метапредметные:
- сформированы межпредметные знания по истории, литературе и
хореграфии;
- развита способность к самостоятельному обретению новых знаний и
умений;
- сформированы способности к организации своей деятельности в процессе
освоения музыкальной культуры;
- сформирована положительная мотивация к учебной деятельности;
- развиты коммуникативные компетенции: приобретены навыки общения,
умение вести конструктивный диалог, публично выступать;
- создана мотивация для продолжения дальнейшего обучения в
профессиональных учебных заведениях.
Общие критерии оценивания результатов:
- Владение знаниями по программе.
8

- Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры учащихся.
- Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Раздел № 2. «Комплекс организационно- педагогических условий»
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Наличие кабинета для занятий (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Синтезатор, музыкальный центр, компьютер.
4. Проектор, экран (для просмотра материалов)
5. Звукоусилительная аппаратура, микрофоны.
6. Зеркало, шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные
инструменты из бросового материала).
7. Камера, фотоаппарат.
Информационное обеспечение:
1. Нотный материал, подборка репертуара.
2. Записи аудио-, видеоматериалов в формате CD, MP3.
3. Записи выступлений, концертов.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
начальное музыкальное образование (музыкальная школа). По возможности
приглашается педагог по хореографии для постановки номеров.
Формы аттестации
- Проведение итоговых и открытых занятий;
- Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
- Концертная деятельность.
Формы отслеживания:
– личные карты достижений обучающихся;
– портфолио учащихся;
– материал анкетирования и тестирования;
– перечень мероприятий и конкурсов, в которых было принято участие;
– отзывы родителей и детей;
– статьи;
– видеозаписи;
Формы предъявления:
– открытые занятия;
– концертные номера;
– фестивали, конкурсы;
9

–

участие в учебно-исследовательских конференциях.

Оценочные материалы
Для определения результативности освоения программы
разрабатываются материалы для анкетирования и тестирования, творческие
задания
Формы фиксации образовательных результатов
Входная диагностика
учащихся объединения «Планета детства» («Лучик»)
20… -20… уч. год.
Результаты оценки
Ф.И. ребёнка
Дата
теоретических и практических
обследования
знаний, умений и навыков
число бал.
% успешности
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
Итого:
возможное число баллов – 10
возможное число % – 100
Итого результат входной диагностики по объединению _________ %
Руководитель объединения: ________ /
_________________________
подпись

Ф.И.О.

Результаты итоговой аттестации
учащихся объединения «Планета детства» («Лучик»)
за 20… – 20… учебный год

Ф.И. ребёнка

Дата

Результаты
оценки
теоретических и
терминологичес
ких знаний

Результаты
оценки
практических
знаний,
умений и
навыков

Итого
%
успешности

10

Число
бал.

%
Число
%
успешн бал. успеш
ости
ности
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
…класс МБОУ гимназия № 7 ( или МКОУ ООШ №6 )
1.
Итого:
Итого:
возможное число баллов – 10
возможное число % – 100
Итого результат итоговой аттестации по объединению _________ %
Руководитель объединения: __________ /
_______________________
подпись

Ф.И.О.

11

2.1 Календарный учебный график.
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
художественной направленности «Планета детства»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Календарный учебный график
объединения «Планета

детства» («Лучик»)

на 20.. – 20.. учебный год

Ф.И.О. Каплунова Г.В.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Начало учебного года с…..г…, окончание - …..г.
12

Продолжительность учебного года - 36 недель.
График каникул
Четверть

Каникулы

1 четверть: ………………..

Осенние каникулы:

…………… (7 дней)

2 четверть: ………………..

Зимние каникулы: …………….. (10 дней)

3 четверть: …………………

Февральские каникулы: ………… (5 дней)
Весенние каникулы: …………… (8 дней)

4 четверть: …………………

Летние каникулы ……………… (91 день)

Регламент образовательной деятельности





Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 45 минут.
Продолжительность перемен между занятиями составляет не менее 10 минут.
Недельная нагрузка на учащегося 1 час

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
1 год обучения – 6 часов, занятия 1 раза в неделю по 1час1, продолжительность занятия – 45 мин.
13

Занятия, организованные в МКУ ДО «Дом детского творчества» кабинет № …. в обычном режиме, согласно
расписанию, утвержденному руководителем учреждения.
Расписание занятий
Дни недели
понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Учебная деятельность, организованная на базе МКУ ДО «Дом детского творчества», предусматривает каникулярные
периоды в соответствии с учебным графиком организаций и расписанием, утверждённым руководителем учреждения.
В летний период занятия проводятся по специальному расписанию с переменным составом обучающихся, организуется
работа в Комнате школьника «ЛИК» с …..г. по …..г. согласно графику работы и расписанию, утверждённому
руководителем учреждения.
Сроки проведения входной диагностики: с ……
Сроки проведения итоговой аттестации: с ……
План работы с одаренными детьми и расписание работы (на 36 часов)
20.. – 20.. учебный год.
№
п/п

Сроки по
месяцам
Дата

Название этапа
Задачи

Содержание

Кол-во
часов

14

План воспитательной работы.
№
п/п

Тема
содержание

Дата

Место
проведения

Подгруппа
год обуч.

Колво
детей

План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся объединения.
месяц

№
п/п

Дата

мероприятие

Тема занятия
Место проведения

Ко
л
во
ча
со
в

Календарный план работы.
Содержание занятия
Теоретическая часть
Форма
……………………………
занятия
Практическая часть
……………………………..

форма

Форма
контроля

Оборудован
ие
литература

15

2.5 Методические материалы
Основным направлением художественного творчества является
всемерное содействие возрождению русской культуры, духовнонравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и
профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании
вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной
активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и
необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной
на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить
видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать
красоту
музыкальных
звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности
детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с
родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания,
а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только
кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и
настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение
не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь
для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и
совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских
возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и
нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта,
искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны
сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу
материала (словесные методы), а так же практическую деятельность,
являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде
вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение
детей приобретает социальное значение, создаются условия для
эстетического и духовного развития личности. Важным является
тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и
функции музыкального искусства.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко
переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к
сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального
воспитания представляют собой различные способы совместной
деятельности педагога и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу.
Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное
16

мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством
вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и
самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее
эффективен.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников
реализуется по принципу педагогического сотрудничества. При подготовке
к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует
учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой.
«Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому
необходима дополнительная, индивидуальная работа.
Так как деятельность объединения «Планета детства» ориентирована на
концертно – исполнительскую деятельность, то работа ведется по
следующим разделам:
1. «Песни России». Песни о Родине, родном крае, селе.
2. «Любимым и родным!». Песни ко Дню Матери.
3. «К нам стучится Новый год!». Песни о зиме, новогоднем
празднике.
4. «Песни Победы». Песни военных лет, о войне.
5. «Здравствуй, детство!». Песни о мире, дружбе, о детях и для
детей.
Формы организации образовательного процесса:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные
номера, развиваются актерские способности детей.
Отчетный концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников,
фестивалей.
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (дистанционное обучение) по дополнительной
общеобразовательной программе вводится на время введения режима
самоизаляции. Формы занятий: чат-заня-тие, онлайн- или офлайнконсультации, др.
Методы обучения и воспитания: показ, объяснение, инструктаж,
разъяснение, поощрение, одобрение словом, мотивация.

17

Занятия вокального объединения при работе с произведениями строятся по
схеме:
– прослушивание музыкального произведения;
– разбор текста песни;
– работа с труднопроизносимыми словами;
– разучивание мелодии;
– разучивание музыкального произведения;
– работа над выразительностью исполнения.
Все занятия вокального объединения строятся по схеме:
- дыхательные упражнения;
- речевые упражнения;
- вокальные упражнения;
- работа по плану.
Примерная структура вокального занятия:
– организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3
мин);
– распевания (15-20 мин);
– работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебнотренировочного материала для постановки голоса (30 мин);
– работа над песенным материалом, репертуаром (45-50 мин);
– заключение, итог (5 мин).
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
знакомство с мелодией и словами песни;
переписывание текста;
ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром,
определением музыкальных фраз кульминации песни;
регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
проверка усвоения текста песни;
работа по закреплению мелодической основы песни;
постановка корпуса, головы;
рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и
нижнее небо);
атака звука;
закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
проверка усвоения песни и мелодии в целом;
слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;
18

исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение
сочетаний звуков;
5. Работа с фонограммой:
повторение ранее усвоенного материала;
определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
определение темпа, динамических оттенков;
исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
запоминание ритмической основы аккомпанемента;
запоминание динамических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
закрепление ранее усвоенного материала;
воссоздание сценического образа исполнителя песни;
практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
технические параметры;
восприятие собственного голоса через звукоусилительное оборудование;
сценический мониторинг;
малые технические навыки звуковой обработки;
взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании
радиосистем.

19

2.6 Список литературы
Литература для педагогов:
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. –
М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным
репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.
— М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Литература для детей:
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».